ИСТОРИЯ БУЕРА

Ошибочно полагать, что зимой любители паруса впадают в спячку, или довольствуются традиционными развлечениями: лыжами, снегоходами, сноубордами. Для холодов особенно буйные и неугомонные представители этого «племени» ещё летом готовят специальный спортивный снаряд – буер.

Буер – это (голл. boeier) кабина (или платформа), установленная на коньках, которая передвигается по льду при помощи парусов.

Приведенное выше определение «ледовой яхты» является практически универсальным, за исключением тех случаев, когда речь идёт о конкретном типе буера, а также «летнего» варианта буера. Последний имеет вместо коньков колёса и передвигается по пляжам и другим ровным поверхностям.

Однако нас, учитывая теперешнее время года, будет интересовать классический буер на коньках. О его прошлом и настоящем мне бы и хотелось начать рассказ.

История буеров уходит корнями в Голландию, в которой ещё задолго до Петра Первого применяли коньки и лыжи для адаптации судов к зимним условиям.
Первый буер российской постройки был спущен на лёд в 1819 году. Строился он на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге. К сожалению, об этом буере нам ничего не известно, хотя формально он числился в различных реестрах вплоть до начала ХХ века. По-настоящему массовое строительство буеров началось в конце 19 века. Тогда, примерно в одно и то же время (около 1876 года) были построены два знаменитых буера — «Метель» и «Елка». «Метель» была 7 метровой и обладала площадью парусности в 30 кв. м, а «Елка» была самым большим на тот момент в мире буером: её максимальная длина достигала 15 метров, а площадь парусности составляла 190 кв. метров. О том, как выглядели эти суда мы, к сожалению, можем только догадываться, так как их изображения мне, по крайней мере, достать не удалось.

Единственная надежда на макеты в музее Военно-морского флота Санкт-Петербурга.

Наверное «Елка» представляла собой летящее с очень приличной, даже по современным меркам, скоростью «облако» из парусов и вспененных волн снега.
В первой регате, проводимой Петербургским Речным яхт-клубом, участвовали 6 аппаратов. Мода на буера, во многом обусловленная их невероятными скоростными качествами продолжала расти. К 1913 году численность буеров достигала более 100 аппаратов. Скорее всего, иметь буер было также модно, как заниматься авиацией и автогонками. С самого начала буер был очень быстрым спортивным снарядом и какая-нибудь «Метель» легко достигала средней скорости в 70 км/ч.

Буерами интересовались также и военные, «мобилизация» буеров началась в 30 годы. Как правило инициатива привлечения буеров для нужд разведки и связи исходила от прогрессивных офицеров, которых ещё не успели расстрелять (вроде Тухачевского, Гамарника, Уборевича). Во время Финской и Великой Отечественной войн буера уверенно уходили от аэросаней противника, что позволяло им беспрепятственно вести разведку, перебрасывать десанты.

Первые гонки в России состоялись в 1890 г. в петербургском речном яхт-клубе — в них участвовало несколько буеров, показавших скорость до 60 км/час. В дальнейшем гонки стали более регулярными. Интересно отметить, что буерный спорт пользовался популярностью в начале нашего столетия и в Прибалтике. В эстонском городе Хаапсалу уже в 1904 г. проводились гонки на буерах, и творческая работа хаапсалуских конструкторов и буеристов, особенно в тридцатых годах, внесла значительный вклад в развитие буерного спорта. Хаапсалуские буеристы являлись и одними из инициаторов созданного в 1931 г. Европейского буерного союза (EEV), ответственным секретарем которого до начала второй мировой войны был Э. Хольст. По поручению EEV Э. Хольст спроектировал буер «Монотип XV». Буерная классификация разрешала строительство буеров класса «Монотип XV» и двух свободных классов «12-метровый» и «20-метровый». Если монотипы строились по определенным чертежам, то свободные классы давали конструкторам широкое поле действия. Появились буера, у которых поворачивались все три конька, причем таким образом, что на лавировке буер как бы выходил на ветер, буера с полужестким и жестким парусом.

В середине XX века в США стал популярен буер с передним рулевым коньком класса «DN» — его парусность 6,25 м 2 и общий вес 68 кг. Размеры буера позволяют легко транспортировать его в разобранном виде, даже на крыше автомобиля. В 60х годах буер класса «DN» стал очень популярен и в Европе, особенно в Норвегии, Швеции, Дании, Польше. В 1965 г. создан Европейский союз этого класса, который ежегодно проводит чемпионаты Европы.