Класс буеров DN придуман в 1936 году, в Америке. Проходил конкурс, организованный газетой Detroit News, направленный на поиск самого оптимального (лёгкого и недорого в постройке) типа данных «судов» для проведения массовых соревнований. Так родился класс буеров DN. Этот класс оказался настолько удачным, что, во-первых, практически без особых изменений дошел до наших дней, а во-вторых, является самым популярным из существующих сегодня буерных судов. Изменений в конструкции буера действительно нет, однако разрешено применение таких материалов как углепластик и стеклопластика в конструкции мачт, планок (балка, к которой крепятся два конька) и коньков (их три).
Технические характеристики буера DN
Основные параметры:
Площадь парусности: 6.5 m2
Длинна корпуса: 3.75 m
Ширина корпуса: 0.54 m
Высота мачты: 4.87 m
Ширина буера (планки): 2.42 m
Материал корпуса: дерево (клеёное дерево)
Вес буера в сборе: 55-65 kg
Максимальная скорость: 145 км/ч (78 узлов) при ветре >12 м/с
Средняя скорость 80 км/ч (43 узла) при ветре 6 м/с
В США первая ассоциация буеров класса DN возникла в 1953 году, а в 1965 году развитие класса в Европе привело к созданию Европейского союза буеров класса DN. Чемпионаты Европы стали проходить ежегодно, начиная с 1966 года. А с 1973 года Северо-Американский и Европейские флота объединились для проведения чемпионатов мира. Принято, что чемпионаты мира проходят, чередуясь, в США и Европе.
Буерное оборудование довольно долговечное, поэтому в развитии класса DN распространены семейные традиции. Отличие от яхт, на буерные соревнования можно прийти ногами, по льду. Поэтому часто можно встретить целые семьи поддержки на соревнованиях. Насколько это «семейный» вид спорта зависит от региона, в котором проводятся соревнования. Но везде находятся люди, приезжающие на лёд с семьями. Часто на льду можно видеть, как жена, замерзающая на пронзительном ветру, наблюдает за далёкими манёврами флота. Теоретически, буеристу не нужна посторонняя помощь; он способен в одиночку и управлять буером, и собирать его, и транспортировать до места старта на льду. Но ведь помощь никогда не бывает лишней? К тому же, учитывая невероятную красоту происходящего, просто грех не воспользоваться возможностью показать своё умение и мастерство любимому человеку.
Еще одно особенное отличие ледовых соревнований – это наличие «материальной», а не «условной» стартовой линии. В лёд ввинчиваются саморезы, к которым крепится трос. К этому тросу прикреплены флажки с номерами стартовых позиций, и по ним выстраиваются буера участников. Флот делится пополам, под правый и левый галс, и каждая половина флота становится под сорок пять градусов к ветру. Место у старта определяется жеребьёвкой. За фальстартом следят сами участники, а не судьи – это тоже свидетельствует о «продвинутости» спортсменов, их высоких моральных и нравственных качествах, уважению к принципу честной спортивной борьбы.
Буерный спорт не является олимпийским, а следовательно — профессиональным. Эта особенность обернулась преимуществом для гонщиков, сохранила традиции класса DN. Если исходить из соображений здравого смысла, то может показаться, что вхождение DN в состав других олимпийских дисциплин приведёт к его популяризации, появится государственная поддержка, откроются школы олимпийского резерва, наконец, мы будем узнавать о результатах соревнований не только из сайтов, созданных усилиями энтузиастов, но и с федеральных телеканалов. Но «олимпийскость» далеко не во всём идёт во благо. У класса яхт появляется номенклатура, бюрократический аппарат, который живёт по своим законам и действует согласно своим интересам. Теряется открытость для энтузиастов – «движителей» любого серьёзного дела. Эти люди в свободное от своей работы время занимаются буерами. И далеко не всегда эта работа даже близко сопряжена с парусниками, яхтами, вообще водной стихией, при этом энтузиасты работают всегда на результат, а не для проформы.
Весь буерный спорт и класс DN, в частности, во всем мире базируются на людях, больших любителях и энтузиастах своего дела. Важно сохранить трепетность в отношениях между человеком и его ледовой яхтой, экспериментирование с матчастью, романтику всего перформанса.